
Юлиана Мудрик начала карьеру в МТС с позиции проджект-менеджера. За полгода достигла уровня middle и уже приближалась к senior, когда поняла, что хочет переквалифицироваться в продакта. О своём решении сообщила руководству: компания отправила специалиста на переобучение в корпоративном Университете МТС. Переквалификация заняла около 4 месяцев.
Переход из проджекта в продакты — один из вариантов самореализации, а не следующая карьерная ступень. Это две разные профессии: у проджекта и продакта есть схожие функции, но задачи перед ними стоят неодинаковые.
Задачи проджект-менеджера
Для начала отмечу общие черты между проджектом и продактом: оба работают над продуктом, который в должной мере соответствует ожиданиям потребителя. Продуктом может быть что угодно: программное обеспечение, товар или услуга.
Обязанность project-manager — настроить процесс так, чтобы все задачи проекта выполнялись в срок и качественно. Он берёт на себя управление проектом, договаривается со всеми согласующими сторонами, составляет технические задания, ставит задачи команде, координирует работу и проверяет, соответствует ли результат требованиям. Он может параллельно вести несколько проектов: в одном продвигать рекламную кампанию, в другом — внедрять промокоды. Главное — следить, чтобы все задачи были связаны, а процессы настроены.

Ключевые навыки для проджект-менеджера
Для входа в профессию нужно разбираться в отрасли, в которой собираешься работать. Не быть специалистом высшего ранга, а уметь говорить с коллегами на одном языке. Если создаём приложение, то надо разбираться в визуале, понимать, в каких функциях нуждается потребитель, сколько примерно времени понадобится, чтобы нарисовать кнопку.
Большое значение играют софт-скилы. Project много коммуницирует с заказчиком и командой. Он должен провести переговоры, договориться со всеми сторонами, аргументировать свою точку зрения. Если возник конфликт, то урегулировать его, чтобы никто не чувствовал себя обиженным. Придётся находить подход к каждому специалисту и мотивировать его, но при этом проявлять твёрдость, чтобы у коллег не появилось желания филонить. Это такая золотая середина — может и по головке погладить, и по столу кулаком стукнуть. Проджект знает, как не перегнуть палку, иначе споры внутри команды приведут к хаосу, пострадает качество, а дедлайны сдвинутся на неопределённый срок.
Задачи продакт-менеджера
Продакт-менеджера больше интересует конечный результат. Выпускаемый продукт должен соответствовать целям бизнеса, закрывать потребности целевой аудитории и решать её проблемы. Условно говоря, продакт ставит себя на место потребителя и работает над продуктом, который не вызовет нареканий у потенциальных клиентов. Product manager понимает, с какими запросами приходят клиенты, почему обилие кнопок в приложении их отпугнёт, в каком порядке лучше разместить информационные блоки, чтобы они оказались востребованными у аудитории. На стадии создания продукта специалист анализирует запросы потенциальных клиентов, проводит интервью с экспертами и фокус-группой, выявляет слабые места и влияет на результат. После запуска он планирует рекламную кампанию, следит за ростом продаж, собирает статистику, а в случае плохих показателей дорабатывает идею и предлагает новые решения. Работа product-manager не заканчивается после запуска продукта: со временем запросы пользователей меняются, а значит, нужно модернизировать продукт, делать его более удобным и понятным.
Проджект отвечает на вопрос: «Как быстро и куда мы бежим?». А продакта интересует: «Куда именно мы бежим и какой цели хотим достичь?». Product задаёт вектор развития, формулирует план, к которому стремятся, а projekt помогает эти планы декомпозировать.
Ключевые навыки для продакт-менеджера
Проджект движется по заданным стандартам, когда уже ясно, что мы делаем, как и зачем. А продакт разрабатывает стратегию, думает, что сделать дополнительно, чтобы повысить лояльность потребителя и достичь бизнес-целей — нарастить GMV или аудиторию. Для этого нужно генерировать новые идеи, анализировать целевую аудиторию, проводить исследования и эксперименты, оценивать риски и внедрять процессы.
Идеи для тестирования поступают с разных сторон. Я складываю их в «копилку» и расставляю приоритеты. Это может быть запрос от руководства, которое предлагает протестировать гипотезу, или жалоба потребителя, которому неудобно пользоваться продуктом. Я взвешиваю, насколько важна задача, сколько ресурсов на неё уйдёт и выгодно ли это в экономическом плане. Бывает так, что задача важная, но требует больших вложений — человеческих ресурсов, денег, времени. Если реализация потребует слишком много времени, то я, скорее всего, откажусь от идеи. Потому что за это же время с теми же ресурсами можно сделать четыре разных мелких проекта, которые на выходе принесут больше пользы.
Проджект работает с готовыми задачами, продакт формулирует много гипотез и берёт в работу только некоторые из них. Это исследовательская работа: где-то нужно изучить рынок, где-то прощупать фокус-группу. Сложно представить, какой объём работы остаётся за кадром
Моя команда состоит из десяти человек: я, три разработчика, два тестировщика, системный аналитик, тимлид, дизайнер и проджект. Если нужно протестировать гипотезу, мы вместе думаем, как это сделать. Но при необходимости можно обратиться за помощью к коллегам из других команд. Например, мы рисовали путеводитель. Сделали три макета с разными концепциями: на первый макет поместили только карты, на второй — карты с отмеченными локациями для туристов, а на третий — цитаты людей, побывавших в этих местах. Наша задача была — выяснить, какой вариант залетит. Я отнесла ресёчеру макеты, подготовленные дизайнером. Вместе с ним мы составили анкету для фокус-группы с просьбой выбрать понравившийся шаблон, показать, в каком варианте они увидели большую ценность. Подобные исследования — хороший способ опробовать идею на реальных людях, которые сидят по ту сторону экрана и делятся своими предпочтениями. Если один из вариантов с хорошим отрывом вырвался вперёд, — гипотеза проверена, можно нести дальше в разработку.
А вообще, мой любимый способ проверки гипотез — работа в поле. Вот даже когда я лечу на самолёте, могу разговориться с соседом и тут же начинаю «интервью»: как он относится к компании, открывает ли SMS от нас, если нет, то почему? Откуда взялись барьеры, какие были ожидания и чего бы хотелось? В непринуждённой беседе выясняю болевые точки, а потенциальный потребитель продукта предлагает, как улучшить коммуникацию с аудиторией.
Продакт — это про экстраверсию. Нужно быть активным, общительным, любознательным, не бояться нового. Плюс нужен аналитический склад ума — быстро всё просчитать, найти взаимосвязи и оценить риски.
Я бы даже сказала, что продакт — более творческая профессия. Здесь нет чётких рамок, нужно постоянно искать новые пути, смотреть, что в тренде, как складывается ситуация на рынке, анализировать конкурентов и следить за изменениями в поведении пользователей. Например, в проекте МТС Тревел мы решили внедрить в путеводители новый блок и добавить места на карте — чтобы пользователи даже без чтения статьи могли сразу увидеть расположение достопримечательностей, так им проще планировать маршрут. Но наши ожидания не оправдались, кликов было мало. Надо разбираться, в чём причина, что не так в продукте, как увеличить конверсию, как лучше разместить информацию, чтобы число переходов выросло.
При этом важны и базовые технические навыки. На первых порах я училась разбираться: как пишут код, какие бывают языки программирования, где зона фронтендеров, а где задачи бэкенд-разработчиков. Я не эксперт в данной сфере, но обязана знать, сколько стоит, к примеру, добавить кнопку на сайте или разместить блок с видео. Продакту необходимо свободно владеть терминологией, знать, что называют микросервисами, в чём разница между ошибками 404 и 500. Меня не испугать пятисотой ошибкой, потому что я понимаю, почему она возникла, и могу оперативно подсветить проблему.
Ещё одно отличие между профессиями — продакт и проджект ориентируются на разные метрики. Project следит за процессами и сроками, product в моём случае — за ростом конверсии. Бывает, что проджект хорошо выполнил работу, но метрика так и осталась на месте. Это вина продакта, который неправильно оценил гипотезу. Если же сорвались сроки, то хоть и виноват проджект, но за финальный результат всё равно спросят с менеджера по продукту.
А вот после запуска жизнеспособность продукта полностью ложится на плечи продакта. Чтобы продукт был востребован и не умирал, его нужно поддерживать, думать, как увеличить вовлечённость пользователей. Если продукт начал угасать — то реинкарнировать его и модернизировать слабые места. В своей работе я опираюсь на три показателя: увеличивается ли число пользователей, как часто они взаимодействуют с продуктом и как ведут себя внутри продукта. В случае с путеводителями я слежу, какие блоки и функции представляют наибольший интерес, как устроен путь пользователя, как ещё больше вовлечь пользователя и довести большее количество людей до целевого действия.
Даже если предположить, что компания больше не планирует тестировать гипотезы и добавлять новые функции, нельзя оставить продукт без поддержки. Баги никто не отменял, ошибки всё равно будут случаться, а пользователи — жаловаться. А значит, и работа продакт-менеджера продолжается даже после запуска.
Как выглядит рабочий день у обоих менеджеров
Как я уже говорила вначале, мне довелось работать и проджектом, и продактом, поэтому я на личном опыте знаю, как отличается рабочий день этих специалистов. Покажу разницу на примере работы над путеводителями по городам и регионам. Путеводитель — это продукт. Есть сайт-лендинг, где перечислены самые интересные локации в регионе. Рассказываем пользователям, чем заняться в регионе, что посмотреть, где перекусить. Собираем советы местных экспертов.
Как проджект, я собирала контакты экспертов, следила, чтобы редакция написала тексты в срок, контролировала сбор фотографий, редактуру, корректуру, контролировала сроки выпуска текстов и достоверность пресс-релизов, проверяла смету.
Когда стала продактом, то погрузилась в стратегию и больше ушла в исследования. Предстояло определить, кто наша реальная целевая аудитория, какие новые форматы ей предложить, какие блоки добавить и какие технические наработки внедрить, чтобы это реализовать. Если раньше я контактировала с редакцией и согласовывала все моменты с юристами, то теперь больше общаюсь с разработчиками и дизайнерами, ресёчерами, аналитиками, анализирую, как выгоднее проверить ту или иную гипотезу. Передо мной постоянно стоит вопрос: что ещё мы можем привнести в продукт, чтобы сделать его лучше?

Как проджект-менеджеру стать продактомs
Продакт и проджект — параллельные профессии, которые часто пересекаются. Взять хотя бы контроль сроков. Это зона ответственности проджекта, но продакт тоже должен их контролировать. Я каждую неделю смотрю план, если вижу риски, то подсвечиваю их.
Или ещё пример — проверка гипотез. Это задача продакта, но, занимая позицию проджекта, я тоже проводила тестирование гипотез и сравнивала результаты. То есть границы между должностями размыты, мы можем пересекаться по задачам с коллегами, если видим в этом необходимость.
Если специалист захочет переквалифицироваться, то в МТС ему помогут. Направят на переобучение, и уже спустя четыре месяца он сможет приступить к новым обязанностям. На старте карьеры мне повезло — команда попалась открытая, во всём помогала и отвечала на мои вопросы. Я не скажу, что всё было очень просто, случались ошибки. На моём первом крупном проекте я просчиталась. Мы сделали сложный функционал, но не посчитали, какой процент аудитории сможет им воспользоваться. В итоге на сложную фичу потратили около полутора месяцев работы, а она не дала результата, потому что мы не изучили, действительно ли есть такая потребность у аудитории.
Однако это не повод сдаваться. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Каждая ошибка — это опыт, а значит, маленький шаг к успеху.
О работе в МТС
Я работала в разных компаниях, но нигде мне не было так легко и комфортно. У меня много свободы, я ни разу не сталкивалась с тем, чтобы меня в чём-то ограничивали, если я аргументирую свою бизнес-идею. Меня окружают интересные люди, я знаю, что влияю на результат. В начале карьеры мне довелось присутствовать на встрече технической команды, где ребята думали над реализацией спецпроекта. Они поразили меня своими размышлениями. Было видно, что люди с головой погружены в процесс. Очень интересно было наблюдать за их полётом мысли, меня это вдохновило.
Мы постоянно проводим общие встречи с другими продактами, делимся гипотезами, подсказываем друг другу. Стоит рассказать о своей идее, и коллеги тут же предложат, как её доработать и улучшить. Компания МТС хороша тем, что тут качественный отбор кадров, много обучения для сотрудников. А ещё ты работаешь среди профессионалов, поэтому хочется им соответствовать и развиваться дальше.
Заключение
Главная разница между профессиями продакта и проджекта заключается в целях: проджект фокусируется на сроках, продакт — на результате. Эти профессии во многом пересекаются, и в небольших компаниях обязанности могут возложить на одного человека. В МТС за каждым специалистом закреплены свои обязанности. Кроме того, в компании есть возможности для карьерного роста и при желании можно сменить сферу деятельности, чтобы заниматься тем, что интересно.