
Чем занимается продакт-менеджер?
Продакт-менеджер — важная должность в компаниях, которые занимаются разработкой собственного продукта. Специалист участвует во всех этапах: от создания до продвижения нового товара. Сначала он собирает данные о продукте и сопоставляет характеристики, в период запуска тестирует идеи, проверяет гипотезы и ищет возможности завоевать внимание потребителей, а после выпуска продукта анализирует статистику продаж и дорабатывает стратегию, чтобы прибыль бизнеса возрастала.

Какие задачи стоят перед product manager и какие обязанности он выполняет?
Специалисту мало знать продукт, он должен по мере необходимости выполнять обязанности аналитика и дизайнера, управлять рабочим процессом, генерировать идеи для продвижения продукта на рынке и брать ответственность за результат. Кроме того, хороший продакт-менеджер умеет воодушевить команду и работать в режиме многозадачности.
Где продакт ищет информацию о продукте?
- Продакт анализирует рынок: сравнивает характеристики аналогичных товаров, изучает предложения конкурентов, отзывы о продукте и обращает внимание на основные потребности потребителя. Он ориентируется в вопросе, знает «боли» пользователей и понимает, чего люди ждут от продукта.
- Продакт опирается на опыт экспертов: работает в тесном сотрудничестве со стейкхолдерами и экспертами предметной области, к которой относится его продукт. Нужно уметь собирать разные, иногда даже полярные мнения, искать подтверждение в фактах и исследованиях.
Продакт лично участвует в исследованиях и интервью или может рассчитывать на помощь команды?
Если лично участвовать в интервью и UX-исследованиях не позволяет время, то менеджер по управлению продуктом должен объяснить исследователям, на какой аудитории необходимо сконцентрировать внимание, подготовить список вопросов для интервью.
В чём заключается разработка стратегии продвижения продукта?
После сбора данных о продукте и исследования опроса аудитории продакт переходит к разработке стратегии. Он опирается на результаты различных исследований, в том числе маркетинговых, отсеивает ложные варианты, подбирает интересные предложения, которые должны привести к продажам. Продакт должен не только понимать, как продукт будет выглядеть на выходе, но и представлять, что, как и в какой последовательно предстоит делать. Недостаточно просто презентовать идею. Нужно объяснить разработчикам, что от них требуется. Это можно рассмотреть на конкретном примере. Допустим, компания планирует выпустить приложение по личному тайм-менеджменту. По результатам проведённых опросов проджект видит, что потребителям недостаточно минималистичного календаря и списка задач. Они хотят сортировать задачи на важные и не очень, контролировать количество выпитых стаканов воды и прочитанных страниц, делиться планами с родственниками и перепоручать задачи коллегам — и всё делать в одном приложении. Продакту предстоит понять, как наполнить программу полезными функциями и при этом избежать сложных инструкций, сделать так, чтобы пользователь разобрался в приложении на интуитивном уровне.

Получается, у специалиста должна быть хорошая техническая база?
Профильное образование не требуется. Но хороший продакт говорит с технарями на одном языке и хотя бы в общих чертах понимает, как реализовать задуманное.
Координация работы всей команды тоже на продакте?
Часто да. Создание продукта проходит в несколько этапов и на разных уровнях. В работе задействованы сотрудники из различных отделов, а значит, нужно добиться согласованности в их действиях. В компетенции продакт-менеджера входит также умение грамотно распланировать время и установить дедлайны, определить приоритеты задач и не просить, к примеру, дизайнера создать рекламный баннер, если ещё не готова упаковка продукта.
В некоторых продуктовых командах операционное управление разработкой обеспечивает специально выделенный техлид. В этом случае продакт-менеджер концентрируется больше на стратегии развития продукта и процессах Disсovery.
Вы упоминали, что продакт немного экономист. Значит, он должен как минимум хорошо считать и разбираться в юнит-экономике?
Экономическое образование, как и техническое, продакту не нужно. Но нужно понимать, сколько стоит каждый этап работы. Менеджер анализирует рентабельность и окупаемость проекта, рассматривает компромиссные варианты, чтобы снизить затраты на производство. Он же решает, стоит заказывать услугу у стороннего специалиста или её может выполнить штатный сотрудник.
Итак, с разработкой продукта закончили. На этом работа продакта подошла к концу?
Вовсе нет. Наоборот, начинается активная работа по продвижению. Менеджер по продукту вместе с командой разрабатывает и проводит рекламную кампанию, цель которой — донести до покупателей ценность предложения, объяснить, в чём выгода и почему их товар лучше конкурентов. От того, удастся ли привлечь лояльную аудиторию и повысить узнаваемость бренда, зависят продажи.
Какую аналитическую работу проводит продакт-менеджер?
Он анализирует портрет целевой аудитории, ведёт статистику рекламной кампании и продаж, чтобы видеть реакцию на продукт и вовремя скорректировать кампанию. Для этого продакт чаще всего работает с сервисами для опросов, собирает данные в «Яндекс Метрике», Power BI и Looker Studio и анализирует их. Дополнительным плюсом для менеджера будет знание языков программирования SQL и Python — это поможет самостоятельно извлекать информацию из баз данных и не ждать, пока это сделают аналитики.
Продакт работает в режиме многозадачности. Ему не нужно быть дипломированным экономистом или программистом, но на уровне своих задач он обязан ориентироваться в каждой из областей.
Какие навыки нужны менеджеру по управлению продуктом,чтобы быстро освоить профессию?
Менеджер должен прокачивать как хард-, так и софтскилы. Для работы с людьми понадобятся хорошие коммуникационные и организаторские навыки, умение искать компромиссы и решать конфликты. Для генерации нестандартных решений — креативность, насмотренность и критическое мышление. Вот список навыков, которые ценят руководители продактов.
Креативность
Чтобы создать продукт, который заинтересует целевую аудиторию и повысит узнаваемость бренда, нужно уметь отойти от стереотипов. Много думать, анализировать и экспериментировать. Тестировать нестандартные подходы при создании продукта и во время рекламной кампании.
Ответственность
Менеджер по управлению продуктом отвечает за конечный результат. От его работы зависит, какой продукт появится на рынке и каким он будет пользоваться спросом. Зона ответственности большая, ведь на кону благополучие компании — достигнет она бизнес-целей или уйдёт в минус.
Работа в команде
Продакт-менеджер общается с людьми из разных отделов. Он чётко формулирует мысли, объясняет свою концепцию и аргументирует точку зрения. Важно уметь управлять конфликтом, если он возник, искать компромиссы и давать команде корректную обратную связь.
Стрессоустойчивость
Поиск успешных стратегий, защита мнения перед коллегами и общение с клиентами не всегда заканчивается на положительной ноте. И product manager хорошо бы научиться держать себя в руках и не поддаваться на провокации.
Продакт постоянно развивает не только профессиональные навыки, но и личные качества. Основные из них — ответственность, коммуникабельность, инициативность, стрессоустойчивость и критическое мышление.
Сколько зарабатывают менеджеры продукта?
Заработок продакт-менеджера зависит от уровня — junior, middle и senior. На старте карьеры специалист может рассчитывать на 70 000 рублей в месяц, в Москве — от 90 000. У middle есть уже пара лет опыта в профессии и успешные кейсы, поэтому они претендуют на вакансии с зарплатой от 120 тысяч рублей. Когда специалист прокачает свои скилы, освоит тонкости профессии и достигнет уровня senior, доход станет выше. На сайтах вакансий встречаются предложения с зарплатой от 150–200 тысяч рублей, думаю, что на топовых продуктах Senior может зарабатывать и в несколько раз больше.
Как стать product manager и попасть в профессию?
Чаще всего продактами становятся специалисты, которые работают в компании, знакомы с продуктом, владеют теоретической базой и чувствуют целевую аудиторию. Достаточно часто продактом может стать участник продуктовой команды: продуктовый аналитик, дизайнер или технический менеджер — они уже разбираются в принципах продуктовой разработки и часто хорошо знают сам продукт, изучили предметную область. Можно стать продакт-менеджером и с нуля, обучившись на курсах. Начинающих product manager учат анализировать продукт, знакомят с успешными кейсами, на примерах показывают, как срабатывают удачные и не очень идеи. Следующий уровень в образовании — продвинутый продакт, когда учат искать точки роста и влиять на репутацию бренда. Параллельно специалисту важно заниматься самообразованием, читать специализированную литературу, перенимать опыт продактов, которые добились успеха, следить за телеграм-каналами экспертов, как Иван Замесин и Анна Булдакова.
Заключение
Профессия продакт-менеджера быстро набирает обороты. Если раньше обязанности манагера (так ещё называют продактов) выполняли смежные специалисты, то теперь многие фирмы оценили важность новой должности и пополнили штат руководителем продукта.
Реализовать свои идеи и амбиции в новой профессии можно в МТС.
Мы предлагаем:
- Работу над интересными задачами, которые развивают личность, компанию и мир.
- Созидательную среду для увлечённых команд.
Кроме того, приветствуем новые идеи, ценим вклад каждого и делаем так, чтоб сотрудникам было хорошо на работе и в жизни.