
Что такое well-being?
Well-being в переводе с английского означает «благополучие». В нашем случае речь идёт о программе корпоративного благополучия, разработанной для сотрудников. Всё, что мы делаем в рамках этого проекта, направлено на создание комфортных условий и повышение уровня удовлетворённости персонала. Мы учитываем как профессиональные, так и личные потребности сотрудников, касающиеся работы и личных вопросов.
Зачем нужно заниматься благополучием сотрудников?
Мы стремимся к тому, чтобы сотрудники не переживали о разного рода проблемах, могли разнообразить свой досуг и жизнь своей семьи. Бытовые вопросы часто отвлекают от работы, из-за этого падает продуктивность и эффективность персонала.
Наша задача — закрыть или хотя бы упростить бытовые вопросы сотрудников. Если человек не тратит ресурсы на поиск решения личной проблемы, у него комфортные условия жизни, он эффективнее работает.
Если ты видишь, что организация заботится о тебе, причём не только в рамках профессиональных обязанностей, но и закрывает часть бытовых вопросов, то становишься частью команды, ощущаешь связь с компанией, гордишься ею и рекомендуешь знакомым.
Кто и как занимается внедрением well-being?
В нашей компании программой well-being занимается группа льгот и благополучия. Несмотря на то что льготы для сотрудников существовали давно, ими мало кто пользовался, люди попросту не знали о своих возможностях. Поэтому прежде чем пересобрать программу well-being, мы провели анонимные опросы среди работников, собрали фактуру и расставили приоритеты. Ведь невозможно мгновенно внедрить все программы, нужно разобраться, в чём персонал нуждается в первую очередь, и составить план.
Также важно не только собрать «витрину возможностей», которая затрагивает разные аспекты жизни коллег, но и донести до них информацию. Последний год мы делали упор на узнаваемости и информированности, пиарили программу на вебинарах и встречах, запустили дайджест возможностей, в котором рассказываем о новых льготах, напоминаем про сроки подачи заявок или анонсируем мероприятия.
Основные программы благополучия сотрудников

У нас классический подход вел-биинга, он состоит из общепринятых разделов: эмоциональное, финансовое, физическое и социальное благополучие, а также комфортная среда.
Программы психологического здоровья
Программы психологического здоровья направлены на эмоциональное благополучие. Мы реализуем их в рамках ДМС. Вот основные предложения для коллег:
- безлимитное количество онлайн-консультаций с психологом в приложении от страховой компании;
- консультация с психологом или психотерапевтом в клинике офлайн;
- онлайн-вебинары на тему ментального здоровья с авторитетными спикерами, которые делятся лайфхаками по борьбе со стрессом и способами снизить тревожность.
В этом году мы запустили пилотный проект — офлайн-психолог в офисе. На примере двух московских офисов решили проверить, насколько востребованной окажется услуга. Наши ожидания оправдались: сотрудники записываются к психологу и дают положительную обратную связь. Мы не знаем, с какими проблемами обращаются к специалисту, — это врачебная тайна. Однако нам удалось собрать небольшую анонимную статистику. Выяснилось, что около 70% коллег приходят с проблемами, связанными с личной жизнью: отношения с партнёром, родителями, детьми.
Программы профессиональной реализации
На базе МТС существует Корпоративный университет — обучающая платформа с курсами по разным профессиональным тематикам. Здесь же размещены курсы по интересам вроде марафона по борьбе со стрессом. На платформе мы также публикуем записи вебинаров. Если подключили новую страховую программу, то на вебинаре рассказываем о ней, объясняем, какие нововведения появились. Как показывает практика, сотрудники лучше воспринимают информацию в формате прямого эфира со спикером, чем просто при прочтении документов.
Для коллег предусмотрены тренинги, в том числе и внешние. На каждого сотрудника заложен определённый бюджет по обучению в зависимости от должности. При желании любой работник может выбрать курс, которого нет в нашем каталоге, согласовать его с руководителем и пойти учиться.
Ещё одна возможность для развития — коучинг. Наши сотрудники, которые прошли специальное обучение, становятся коучами и могут давать бесплатные консультации коллегам. Кроме того, у нас проводятся карьерные консультации. Если человек не видит свои точки роста, он может обратиться к специалисту, и совместно они продумывают план карьерного развития.
Получить новые знания можно и в бесплатной корпоративной библиотеке. Тут собраны подборки книг на разные темы, есть профессиональная и художественная литература.
Для тех, кто хочет выучить или подтянуть иностранный язык, коллеги запустили возможность бесплатного изучения на специальной платформе. Сначала человек проходит тестирование, чтобы система определила его уровень знания языка. После теста для него подбирается план обучения.
Нововведение этого года в компании — клубы по интересам. К примеру, дебат-клуб по программе профессиональной реализации. Сотрудники учатся вести переговоры и аргументировать свою точку зрения. Организаторы разыгрывают конфликтные ситуации и дают возможность коллегам найти выгодное решение, снизить градус напряжённости и мягко выйти из конфликта.
Программы в рамках физического благополучия
Основной упор делаем на предупреждение болезней. Мы ввели индивидуальный чек-ап — сотрудники могут бесплатно пройти обследование в поликлинике или больнице.
Расширенный чек-ап включает:
- необходимые анализы;
- инструментальные исследования;
- три консультации врача (до и после анализов, а также спустя время после назначенного лечения);
- консультации узких специалистов, которые редко входят в ДМС, среди них диетолог, нутрициолог и трихолог.
Ещё одна опция для поддержания физического благополучия наших сотрудников — врач в офисе. Если в рабочее время у человека заболела голова, появились проблемы с давлением или какое-то другое недомогание, он может обратиться за помощью к специалисту. Также врач в офисе выписывает справки для бассейна, и работнику не нужно тратить время на поход в поликлинику.
В наших офисах есть массажные кабинеты. Услуги массажиста очень востребованы среди работников. Можно записаться на общий массаж или только шейно-воротниковой зоны.
Ну и конечно, мы уделяем большое внимание спорту. Недавно провели масштабную спартакиаду. В каждом городе арендовали спортивные площадки, на которых организовали соревнования между региональными командами. А финальные соревнования среди лидеров спартакиад провели в Москве. Также в рамках программы кафетерия льгот мы компенсируем нашим сотрудникам занятия в фитнес-клубах, в том числе и индивидуальные тренировки.
Программы социальной значимости
Программы социальной значимости ориентированы на поддержание у сотрудников уверенности в завтрашнем дне. При возникновении сложной жизненной ситуации компания может оказать поддержку сотрудникам. Также мы оформляем страховку от несчастных случаев и болезней. В случае серьёзного заболевания или травмы сотрудник может обратиться в страховую компанию. Если по какой-то причине приходит отказ в страховке, то компания окажет материальную помощь. Она выплачивается не только в случае критического состояния самого сотрудника, но и когда речь идёт о членах его семьи. Также мы финансово поддерживаем коллег, которые столкнулись с утратой или серьёзным повреждением имущества, пострадали от наводнения или пожара.
Есть у нас и доплаты по больничному листу. Все знают, что болеть невыгодно, потому что снижается заработная плата. Но у сотрудников компании есть хорошая возможность взять до пяти рабочих дней по болезни и не переживать о снижении дохода, а спокойно лечиться.
У компании много проектов и по благотворительности. Мы помогаем пожилым людям и детям из интернатов. На базе МТС есть мобильный театр, сотрудники регулярно выезжают в детские дома и устраивают спектакли для малышей. Также мы регулярно собираем пожертвования и отправляем их нуждающимся.
Поддерживаем мы и общение среди коллег в нерабочее время. Найти друзей с общим хобби можно в клубах по интересам. У нас есть книжный клуб и киноклуб. Участники клубов собираются вместе, обсуждают прочитанное или просмотренное. Примечательно, что клубные встречи проходят в том числе и в рабочее время. Ведь офисы находятся в разных регионах, и если запланирована встреча после работы по московскому времени, то у коллег на Камчатке будет в это время глубокая ночь. А для нас одинаково важны коллеги во всех регионах.
И ещё наши сотрудники получают дополнительные оплачиваемые выходные дни. Такая опция доступна в следующих ситуациях:
- один день отпуска для родителей первоклассников 1 сентября;
- один день мужчинам, у которых родился ребёнок;
- до трёх дней отпуска коллегам, которые участвуют в волонтёрских мероприятиях, по согласованию с командой;
- до пяти дней отпуска сотрудникам, которые усыновили ребёнка, чтобы они могли за это время урегулировать все вопросы;
- три дня оплачиваемого отпуска в связи со смертью близкого родственника.
Программы финансового благополучия
В данной программе предусмотрена компенсация на питание, спорт, поездки на самокате, платежи по ипотеке и многое другое. У IT-персонала популярна компенсация оборудования рабочего места, когда надо, например, обновить монитор или приобрести удобное кресло. Мы даём сотрудникам самостоятельно выбрать компенсацию в зависимости от своих пожеланий и потребностей. Кроме того, на сумму лимита можно получить сертификат в салон-магазин МТС — где можно купить смартфон, планшет, колонки или умные часы.
Для сотрудников МТС предусмотрены скидки от партнёров внутри экосистемы: на домашний интернет, подписку KION, МТС-страхование и бронирование номеров в сети отелей Cosmos, также сотрудникам оплачивается мобильная связь в пределах лимита, а для членов семьи и друзей предусмотрены льготные тарифы.
А МТС Банк предоставляет для сотрудников выгодные условия по вкладам, кредитованию, кешбэки и предоставляет премиальное обслуживание. В наших офисах присутствует сотрудник банка, который может проконсультировать сотрудников по всем вопросам.
Востребована программа — 50% финансирования на страхование родственников. Из года в год число желающих застраховать жену, мужа и детей увеличивается на 20%.
Очень популярна среди наших сотрудников платформа BestBenefits с разнообразными скидками, на которую ежемесячно приходит от 300 новых пользователей. На платформе множество категорий — одежда, рестораны, отели, путешествия, причём в разных городах, чтобы закрыть потребности коллег из всех регионов. Здесь же размещены уникальные предложения от партнёров, например скидки на КАСКО, ОСАГО, страхование квартир, предложения от нашей страховой компании по ДМС.
Как измерить эффективность well-being-программы?
Раньше нас беспокоило, что в программе участвуют менее 50% коллег. Поэтому мы провели опрос по льготам и выяснили, что далеко не все знают о возможностях, которые предоставляет компания. Как только разобрались с проблемой, поняли, что нужно не столько вводить что-то новое, сколько информировать о текущих возможностях.
При добавлении новых опций в программу руководствуемся только гипотезой, потому что не знаем, как отреагируют коллеги на нововведение. Оценить, действительно ли мы попали в потребность, можно лишь спустя время.
Главные ошибки при введении well-being-программы в компании

В МТС очень разносторонняя программа благополучия. Она включает профессиональный рост, ментальное здоровье, финансовую поддержку. При этом многие пункты нашей программы распространяются на родственников наших сотрудников. Но прежде чем достичь сегодняшнего уровня, нам пришлось учиться на собственных ошибках. Расскажу подробнее о каждой из них.
Незнание потребностей сотрудников. Чтобы программа пользовалась спросом, нужно узнать, а действительно ли персонал в ней нуждается. Например, у нас предусмотрена компенсация питания, но для ряда коллег она не актуальна, так как кто-то придерживается диеты, кто-то ест только домашнюю еду. Поэтому мы выделяем финансовый лимит на каждого работника, и он самостоятельно решает, потратить его на питание, спорт или какую-то покупку.
Неинформированность сотрудников. Если коллеги не слышали о концепции вел-биинга, не осведомлены о расширенном ДМС и не знают о бесплатной библиотеке или клубах по интересам, то они не будут ими пользоваться. Недостаточно рассказать о программе один раз при запуске, ведь информация часто забывается. Чтобы повышать информированность, нужно периодически напоминать о возможностях, проводить внутренние пиар-кампании.
Отсутствие примеров для подражания. Коллег нужно направлять и мотивировать их пользоваться предоставленными возможностями. В МТС мы привлекаем руководителей и просим показать, как важен well-being для сотрудников. Они рассказывают о своих спортивных увлечениях, прочитанных книгах, говорят о пользе карьерных консультаций. Собственным примером показывают, какие возможности есть у каждого сотрудника.
Недостаточная работа с обратной связью. Сотрудники сами помогают улучшить ту или иную программу вел-биинга. Важно прислушиваться к их точке зрения и воплощать в жизнь лучшие идеи. Когда персонал видит, что его мнение имеет значение, увеличивается доверие к компании, растёт удовлетворённость работой и коллективом, что благоприятно влияет на бизнес в целом.
Заключение
Well-being как программа корпоративного благополучия охватывает разные сферы жизни, в том числе не связанные с профессиональной деятельностью. Организация заботится о персонале, предоставляет возможности для карьерного роста, помогает в сложных жизненных ситуациях, способствует разностороннему развитию и поддерживает в увлечениях спортом, литературой и кино. Вел-биинг в МТС нацелен также на членов семьи сотрудников — от льготных тарифов на связь до материальной помощи. С помощью культуры well-being можно добиться процветания компании, ведь сотрудники, которые удовлетворены личной жизнью и довольны своим благосостоянием, работают с большей продуктивностью и пользой для бизнеса.