ЧТО ТАКОЕ WORK-LIFE BALANCE И ПОЧЕМУ ОН ВАЖЕН
- Выгорание. Постоянные рабочие марафоны приводят к переутомлению, эмоциональному выгоранию и апатии. Пропадает мотивация, и профессия перестаёт быть интересной.
- Снижение продуктивности. Переутомлённый сотрудник не может работать эффективно, снижается результативность, а в итоге компания теряет деньги и страдает бизнес.
- Проблемы со здоровьем. В рабочей гонке можно забыть поесть и поспать, не найти время на прогулки и спорт — из-за этого организм страдает и самочувствие заметно ухудшается.
- Трудности в личной жизни. Когда работа занимает 90% времени, человек выпадает из семьи или отношений с партнёром, теряет связь с друзьями — это ведёт к конфликтам и тревоге.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ WORK-LIFE BALANCE
ТРУДОГОЛИЗМ КАК ПРОБЛЕМА
- рабочая неделя превышает 40 часов;
- насыщенный график, где есть только рабочие задачи и нет времени на хобби;
- беспокойство и тревога во время отдыха;
- нарушение режима сна и питания;
- чувство, что карьерные успехи и похвала начальства — единственный источник счастья;
- Перфекционизм и работа до изнеможения.
СОВЕТЫ, КАК ПРИЙТИ К БАЛАНСУ
- Планируйте рабочий день. Если вы в офисе и у вас нормированный рабочий день, это сделать проще. Сложнее, если работа удалённая, часто случаются форс-мажоры, внеплановые созвоны. В этом случае определите для себя временные рамки, когда вы доступны для рабочих звонков и писем, например с 09:00 до 18:00. Остальные вопросы — только в случае ЧП. Готовность или неготовность к переработкам — то, о чём важно предупредить работодателя на этапе трудоустройства.
- Составьте расписание. В вашем ежедневном расписании должна быть не только работа, но также личные дела. Кроме того, жизненно необходимо находить достаточно времени для сна, приёмов пищи и отдыха. Для удобства можно использовать любое time management приложение в телефоне или обычный блокнот.
- Фокусируйтесь на конкретном деле. Работа будет результативнее, если в процессе не отвлекаться — постоянная переключаемость сильно изматывает. Пока не выработалась привычка, можно заводить будильник для перерывов, например 15-минутный отдых раз в час. Можно сделать разминку или вздремнуть.
- Организуйте рабочее место. Работа на диване или в спальне — соблазнительна, но лучше сесть за стол. Это дисциплинирует и помогает сосредоточиться. Ещё один хороший способ настроиться — переодевание из домашней одежды в рабочую. Если вы трудитесь в офисе, уберите со стола лишнее, закройте отвлекающие вкладки и уведомления в браузере.
- Планируйте досуг. Работа часто затягивает, чтобы этого не произошло, придумайте приятные дела, которые будут мотивировать доделать её быстрее. Например, занятия в тренажёрном зале, танцы, поход в кино. Договаривайтесь о совместном досуге с партнёрами или друзьями — так появятся дополнительные обязательства перед другим человеком и отказаться будет сложнее.
- Отстаивайте границы. Важно уметь говорить: «Нет». Не старайтесь взять на себя миллион задач, даже если кажется, что они маленькие и вы быстро справитесь. Если безропотно соглашаетесь на все просьбы руководства и коллег, рискуете заработать хроническую усталость.
- Помните про отдых. Лежать на диване с телефоном — не единственный способ отдохнуть. Подумайте, что вас радует, помогает перезагрузиться, развивает вас как личность: путешествия, чтение книг, музыка, спорт, встречи с друзьями. Выделите для этого время и заметите, как повысится продуктивность.
- объяснить коллективу, что такое work-life balance, не смотреть подозрительно на тех, кто уходит домой вовремя, и не одобрять переработки;
- определить границы для сотрудников на удалённом формате. Договориться о временном интервале, когда допустимо решать рабочие вопросы. Исключение — форс-мажоры.
- Стимулировать занятия спортом. Пусть сотрудники не стесняются делать разминки и выходить на прогулки. Если бюджет позволяет, можно приглашать тренеров по фитнесу или йоге.
МТС поддерживает желание сотрудников заниматься спортом. В здании БЦ «Декарт», где я работаю, есть небольшой тренажёрный зал со всем необходимым оборудованием, а также зал для йоги — занятия проходят по расписанию. У нас уже достаточно большое сообщество любителей йоги. В обеденный перерыв там же можно поиграть в настольный теннис или просто немного потянуться на ковриках.В «Кафетерии льгот» раз в квартал можно получить компенсацию за занятия спортом в фитнес-клубе. Её размер различается у регионов, мне хватает, чтобы полностью покрыть расходы за квартал, что очень радует.Также в этом году МТС запустила спортивную программу на всю страну в формате большой спартакиады. В течение всего лета сотрудники из регионов соревнуются в разных дисциплинах, чтобы встретиться на большом финале в Москве. Мы с нетерпением ждём это спортивное событие!
НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ WORK-LIFE BLEND
- Найдите часы продуктивности. Определите, когда вам комфортно работать — с утра, днём или вечером.
- Внедряйте личные дела в рабочий график. Можно составить карту и подумать, когда удобнее уделять время разным активностям, при этом не теряя КПД в работе. Например, с утра сходить в зал, а потом бодрым садиться за ноутбук.
- Расставляйте приоритеты. Откажитесь от жизненного принципа «всё, везде и сразу». Определите, какие дела важнее здесь и сейчас, составьте расписание. Хороший действенный метод — матрица Эйзенхауэра: таблица, которая помогает группировать все задачи по срочности и важности. Визуально это квадрат, который разделён на четыре части: верхний левый сегмент — срочные и важные дела, верхний правый — несрочные, но важные, нижний левый — неважные, но срочные, нижний правый — несрочные и неважные. Распределите задачи по блокам и выполняйте их последовательно: сначала дела из двух верхних квадратов, затем — из нижних. Нарисовать матрицу можно на бумаге или в любом офисном редакторе.
- Договоритесь с руководителем. Если вы планируете спать до полудня, стоит предупредить об этом. Это особенно важно, если у вас гибкий график. Даже если в компании «так не принято», можно обсудить вопрос с начальником тет-а-тет.